V1lat: Комментаторы — самая неблагодарная работа в СНГ

Кирилл

31 May 2018 12:12

209

В крупном интервью Аркадию 'OverDrive' Мясницкому самый известный комментатор СНГ Виталий 'v1lat' Волочай рассказал о своей работе, отношениях с командами и зарплате талантов. Для вас мы подобрали самые острые моменты материала.

Добавлен комментарий Павла Занозина

Публикуется с сохранением орфографии и пунктуации источника

О комментировании в киберспорте

Я считаю, что уровень комментаторов в CS:GO намного выше. Там у комментаторов должна быть больше вовлеченность в игру, они должны больше времени тратить, чтобы разбираться и понимать, что происходит на экране. В Dota у тебя одна карта и 100 героев, не настолько много переменных, как в CS, нет столько стратегий, разных микромоментов, разных гранат и действий. В Dota все течет плавно, что-то уникальное и редкое происходит нечасто, а в CS все наоборот — постоянный экшен. К этому надо быть готовым, нужно уметь перестраиваться.

Игрокам в Dota не нравится, как комментируют их матчи. Но это понятно, игроки разбираются в игре лучше комментаторов.

Я как комментатор матча могу не понять какую-нибудь связку, которую команда только отработала. Я, возможно, не пойму, почему герой именно туда побежит, а не в другое место. Мне игру показывают обсервер и режиссер трансляции, если игрок умирает в чужом лесу, а я не знаю, почему он там оказался, я скажу: «Господи, что ты там делаешь?», а у команды может был гениальный план, о котором только игроки знали. А я передал зрителям, что игрок просто пошел и умер, они это услышат и тоже так воспримут. Мы не всегда знаем о задумках команды. Я часто общаюсь с игроками и в Dota, и в CS на тему комментаторов. В NFL [Национальная футбольная лига США. Прим. ред.] у комментаторов матча перед игрой будет встреча с тренерами двух команд. Они подписывают договор о неразглашении, и на таких встречах у тренеров спрашивают все, что их интересует. О тактических заготовках, о тех моментах, где комментатор думает, что это ошибка. Тренер рассказывает, что если мы делаем вот так, то это не значит, что мы идиоты, это специальная комбинация, чтобы сделать это и это. У нас в киберспорте, если ты после игры подойдешь к игроку команды и спросишь: «А ты вот на Б кривую раскидку делал, это ты ошибся или что это было?», то игрок тебя пошлет. И ты в следующей трансляции опять не будешь знать, что хочет сделать этот игрок. Игрокам и комментаторам нужно плотнее общаться. Рано или поздно к этому все придет.

Об отношении игроков

Я часто спрашиваю о фидбеке к своей работе. Всем нравится слушать мой play-by-play, мою энергетическую подачу информации. А вообще, много кто меня обожает. Есть те, кто ненавидит, кто-то равнодушен. Хорошо получается, когда я даю некий флоу, энергетический заряд, а когда я отдыхаю, мой сокастер уже объясняет в нюансах, что произошло. Комментаторы — это самая неблагодарная работа в СНГ. После любого матча, кто-нибудь точно напишет, что CrystalMay, sl4m, yXo, v1lat, CaspeRRR и т.д. — [глупцы], что они чушь несут. Игроки считают, что они бы сели и откомментировали лучше. У меня даже была такая практика. XBOCTоткомментировал 2 часа и после сказал: «Нет, спасибо, я этим больше заниматься не буду. И гнобить я вас тоже больше не буду, я понял, насколько это сложно».

О причине ухода из RuHub

[Кроме централизации студии в Москве] Других причин у меня и не было. За последние три года я раз 20 приезжал в Москву. Это сложно. Тем более сейчас, когда надо летать через Минск, это занимает весь день. Получается, что ты удаленно работаешь и раз в две-три недели ты должен приезжать в Москву, это неудобно.

Об организациях

Меня ненавидят практически все организации, именно организации, сами игроки в основном относятся ко мне хорошо. Я когда комментирую игры наших команд, я это делаю с точки зрения боления, то есть все время кричу: «Что ж вы делаете?», «Зачем это было нужно?», «Ну почему вот так вот?». Я всегда хочу, чтобы наши команды выигрывали, всегда были на топовых турнирах, проходили китайцев.

Когда наши коллективы проигрывают, мне больно и неприятно. Я себя не сдерживаю, если я не напишу в твиттере: «Ну вы и идиоты!», то никто не напишет. Я всегда открыто пишу. Например, что-то типа: « Empire, вы поехали на турнир, но сыграли очень плохо, потому что у вас два идиота в команде, они не доигрывают, сделайте замены в составе и у вас все будет хорошо». Понятное дело, клубу это не нравится; когда я пишу все честно и открыто, они думают, что я это пишу, чтобы попиариться. А я это пишу, потому что хочу, чтобы эта команда стала лучше. Но раз в неделю от кого-нибудь мне прилетает, что я хейтер NaVi или Virtus.pro. Ни разу никто не скажет, что v1lat просто сильно болеет за кого-то. Все думают, что я всех ненавижу. Ну, пусть так и думают. Что касается игроков, то все у меня всегда с ними было хорошо. Были, правда, некоторые игроки, с которыми были какие-то недосказанности, но это все в прошлом. Если какой-то напряженный момент есть, то он обычно заканчивается на первом LAN-турнире при личной встрече, когда мы садимся и обсуждаем спорный вопрос.

О помощи составам

Со мной часто советуются капитаны и владельцы команд. Они мне могут написать: « V1lat, мы хотим взять того и того игрока или того игрока и тренера, что ты о них думаешь?». Так что по моему совету часто берут в команду людей. Например, Vega Squadron взяли к себе в команду хорошего тренера — девушку из Голландии [Речь идет о Мюриэль 'Kips' Хёйсман. Прим. ред.]. Они уже год работают, у них улучшились результаты. Причем со мной советовались с двух сторон: сначала Vega по поводу тренера, потом тренер по поводу Vega. Тот же новый состав Virtus.pro собирался не без консультации со мной. Когда Антон Черепенников [Один из основателей холдинга Esforce. Прим. ред.] собирал состав по Dota, он спросил мое мнение. Я сказал, что одного человека надо бы поменять, и хорошо, что он меня не послушал и оставил, как хотел, потому что VP после этого год всех обыгрывают. Так что я участвую в шафлах, но в рамках консультанта. Скажем, предоставляю консалтинг-услуги бесплатно.

О зарплате

Надо разделять на две части. Потому что есть The International, а есть все остальное. На TI ты зарабатываешь четыре-пять обычных месячных зарплат. Англоязычные комментаторы зарабатывают по 40 тыс за «Инт», мы — в два раза меньше, но все равно 20 тыс. за ивент на человека — это более чем. Ну если мы не берем TI, если хорошо поработать, разные спецпроекты, спонсорские активности, то до 10 тыс. можно заработать. Комментируем мы разные матчи, чтобы держаться на плаву, чтобы нас узнавали, тогда нас зовут на спецпроекты и на мероприятия, где идет наш основной заработок.

О проблемах индустрии

Меня напрягает в киберспорте, что это как большой подъезд: везде есть подъездные бабки, которые пытаются делать вид, что они все знают, пытаются кому-то насолить, что-то решить, но они никогда даже и близко не были в киберспорте. Они просто пытаются сюда проникнуть, потому что это популярно, появилось много денег. Например, ты делаешь ивент, в течение долгого времени вкладываешь в него душу и время, стараешься изо всех сил сделать так, чтобы он был «бомбой». Но потом на сцену выходит Павел Занозин, который вообще не вдупляет, что такое киберспорт и что это за ивент, несет тотальную ахинею со сцены, просто потому что организаторы решили его нанять, потому что он из телевизора, потому что он несколько постов написал в Facebook о том, какие люди в киберспорте непрофессионалы, а он профессионал. Ты смотришь на это вместе со всем стадионом, и тебе стыдно за происходящее. В такие моменты тебе стыдно за киберспорт, и ты не понимаешь, почему это происходит. Почему есть Степа Шульга, который сидит дома, а непонятно кто на сцене. Почему киберспортивные боссы, которые хотят, чтобы киберспорт развивался, обращают внимание на людей, которые пришли непонятно откуда, которые просто увидели деньги от Алишера Усманова и побежали быстрее в киберспорт. Почему предпочтение отдают таким людям?

UPD: По поводу этой фразы в своем twitter высказался Павел Занозин.